Изменения локальной внутрипочечной гемодинамики при острых состояниях кровопотери и сепсиса

ჟურნალი ,,კავკასიის სამედიცინო მაცნე”

В.Бакурадзе, Т.Чигогидзе, В. Сулханишвили
Национальный центр урологии, Тбилиси, Грузия

Введение
Известно, что при кровопотере в почках возникают выраженные гемодинамические расстройства, а при сепсисе почки относятся к органам, в которых гемодинамические расстройства наиболее выражены. Это ведет к нарушению гомеостатических реакций, имеющих важное защитное значение для организма. Однако данные литературы, касающиеся величин общего почечного кровотока и его внутрипочечного распределения при кровопотере и сепсисе немногочисленны и неоднородны, а при сепсисе на фоне кровопотери вообще отсутствуют. Остаётся неясной взаимозависимость гомеостатических реакции при кровопотере и сепсисе. Представляется важным послойное изучение микроциркуляторного русла почек, т.к. нередко при неизменённом общем почечном кровотоке происходит внутрипочечное перераспределение крови с возможными грозными осложнениями (ОПН, распад эритроцитов при сепсисе и др.)
Ответы на вышеперечисленные вопросы можно получить при воспроизведении кровопотери, сепсиса и сепсиса на фоне кровопотери в эксперименте при наличии прямого метода, определяющего состояние локального кровотока в почках. Таким методом является метод водородного клиренса

Целью работы является выявление особенностей послойного изменения объёмной скорости локального кровотока в различных слоях почек при остром экспериментальном сепсисе в сочетании с острой кровопотерей.

Материал и методы исследования
Экспериментальные исследования проведены на 60 кроликах породы “Шиншилла”, самцах весом 1,8-2,5 кг. Все животные были половозрелые. Решено было для лучшей стандартизации опытов эксперименты осуществлять на самцах, объём циркулирующей крови у которых составляет 6,8-7,0%.
Объёмная скорость локального кровотока измерялось методом водородного клиренса предложенного Aukland et al. 1964 и разработанного другими авторами (Fiesch et al 1975, Vacobson 1981, Макаров 1984, , Кипиани 1972, Чигогидзе 1987).
В основу измерения объёмной скорости локального кровотока (ОСЛК) положен принцип Фика. Очищение ткани от водорода происходит по экспоненциальному закону. Расчёт производится по формуле:
ОСЛК=69,3/Т1/2 мл/мин на 100 г. массы,
Где Т1/2 -период полувыведения вещества. Определяемого по кривой выведения. Для определения времени Т1/2 применяли графический метод.
Операции производилась под наркозом. Использовался нембуталовый наркоз.40 мг/кг внутрибрюшинно. Кровопотеря производилась из бёдренной артерии в течение 20-30 мин и составляла 10-12 % ОЦК. Измерения производились через 30-40 мин.
При моделировании острого сепсиса был учтён большой опыт лаборатории ЦНИЛ-а ТГГИ под руководством М. Ч. Моисцрапишвили. где были разработаны и многократно апробированы другими авторами модели острого как грам (+), так и грам (-) сепсиса.
Модель грам (+) острого сепсиса вызывалась путём внутри перитонеального введения 30 млрд. микробной эмульсии золотистого стафилококка штамм N4293 на фоне предварительного введения животным стафилококкового токсина.
Для получения острого грам(-) сепсиса внутриперитонеально вводилась E.coli в количестве 15 млрд. микробных единиц.
Опыты в сериях с сепсисом производились через 72 ч., когда была налицо картина острого сепсиса. Отмечалось повышение температуры, общее недомогание, адинамия, потеря аппетита, похудание. Были налицо симптомы генерализации процесса – конъюнктивит, ринит, понос, парезы и параличи конечностей. Следует отметить, что описанные симптомы наблюдались у животных с разной частотой и степенью выраженности. Для чистоты опыта мы отсеивали резистентных животных.
Измерения производили в части опытов на правой почке, в части — на левой.
Для обработки результатов исследований использовались стандартные общепринятые методы статистического анализа (Полякова, 1971 и др.), т. е. устанавливалась статистическая достоверность различий средних, при сравнении результатов различных серий наших опытов.

Результаты собственных исследований
Исходная объемная скорость локального кровотока в различных зонах почки кроликов, которым производилась только лапаротомия под нембуталовым наркозом, составляет в корковой зоне – 142,3±7,8 мл/мин на 100 гр/ массы тела, в корково-подкорковом слое – 78,3±5,1 мл/мин, в мозговом слое 54,1±5,1 мл/мин.
В последующем эти данные служили контрольными по отношению к величинам, полученным в различных стадиях экспериментов.
Объемная скорость локального кровотока у кроликов на фоне острой кровопотери как в поверхностном слое корковой зоны, так и в мозговой зоне снижена по сравнению с аналогичными показателями в контрольной группе на 72 процентов и 65 процентов соответственно и составляет 103,2±6,8 мл/мин и 35,52±3,5 мл/мин соответственно, тогда как в корково-подкорковом слое ОСЛК возрастает на 108 процентов по сравнению с контрольной группой и достигает 80,1±4,9 мл/мин
Скорость локального кровотока в различных зонах почки кролика на модели острой грам-положительной септической интоксикации в поверхностном слое почки составляла 101,8± мл/мин, что на 29% ниже, чем в контрольной группе. По сравнению с группой, где производилась только острая кровопотеря, эта разница несущественна.
В отличие от корково-подкорковой зоны в мозговом слое происходят значительные изменения, а именно, при величине этого значения в опытной группе 68,04±4,8 мл/мин она составляет в контрольной группе 54,1±3,8 мл/мин, т.е. возрастает на 25%.
Таким образом, состояния острой грам-положительной интоксикации характеризуется перераспределением почечного кровотока в пользу глубоких слоев почки, особенно мозгового слоя, при уменьшении, по сравнению с контрольными данными этого показателя в поверхностных слоях. Особенно эта тенденция выражена по отношению к данным, полученным на фоне острой кровопотери.
Объемная скорость локального кровотока в различных слоях почки на фоне острой грам-положительной интоксикации и острой кровопотери в поверхностном слое почки значительно уменьшена по сравнению с показателями контрольной группы и составляет 83,2±5,2 мл/мин, Такая же тенденция наблюдается и в мозговом слое – 32,3±3,8 мл/мин, и в корково-подкорковой зоне — 54,2±3,9 мл/мин

Таким образом, сочетания острой грам-положительной интоксикации и кровопотери сопровождаются значительными изменениями локального кровотока во всех слоях почки. При этом следует отметить, что особенно эти изменения локального кровотока наблюдаются в корковом слое почки, в то время как в более глубоких слоях эти изменения не столь выражены.
Величины локального кровотока в различных слоях почки на фоне острой грам-отрицательной интоксикации, существенно не отличается от таковых данных, полученных на фоне острой грам-положительной интоксикации. Если сравнить эти данные с контрольными, то наблюдается статистически значимое угнетение локального кровотока в поверхностном слое корковой зоны, тогда как в корково-подкорковой зоне данные отличия не существенны. В мозговом слое отмечается повышение уровня кровотока.
Таким образом, грам-отрицательная интоксикация приводит к резкому снижению локального кровотока в поверхностном слое корковой зоны по отношению к контрольным данным, при этом происходит увеличение доли локального кровотока в мозговом слое почки.
Следует отметить, что сколь либо существенных отличий по сравнению с группой, где моделировалась грам-положительная интоксикация, с грам-отрицательной интоксикацией, не наблюдается.
На фоне острой грам-отрицательной интоксикации и острой кровопотери происходит резкое угнетение объемного локального кровотока во всех исследуемых зонах почки, при этом особенно страдает кровоток в корковом и в мозговом слоях почки.
Таким образом, при грам-отрицательной интоксикации, сопровождающейся острой кровопотерей, значительно угнетается локальный кровоток во всех исследуемых зонах почки, при этом существенных колебаний этих величин при грам-положительной и грам-отрицательной интоксикации выявить не удалось.

Литература
1. Айвар Ю.П. Кровоснабжение почек (физиология кровообращения; физиология сосудистой системы: Руководство по физиологии – Л.Наука, 1984, с. 501-531).
2. Айвар Ю.П. физиология почечного кровообращения и особенности механизмов регуляции гладких мышц почечных сосудов (Актуальные вопросы физиологии кровообращения. – Симферополь, 1980, – с. 14-19).
3. Антелава Н.А., Джугели И.С., Думбадзе Г.Г., Кипиани В.А. и др. Патофизиология экстремальных состояний (В кн.: Материалы пленума правления Всесоюзн. н.м. общества патофизиологов, 1980, Томск, с. 7-12).
4. Вагнер Е.А., Загаульников Р.Е., Ортенберг Я.А., Тавровский В.М. Инфузионно-трансфузионная терапия острой крово-потери. 1986, М. 159 с.
5. Васадзе Г.Ш. О значении нарушений функций различных систем и органов в развитии необратимых изменений при шоке и кровопотере (Необратимые изменения при шоке и кровопотере) И.Р.Петров, Г.Ш.Васадзе. – Л.: Медицина, 1972. – с. 40-87.
6. Mustafin DG, Miroshnikov VM.
[Clinical variants and treatment of urological sepsis]
Klin Med (Mosk). 2000;78(11):32-5.
7. Grinyo JM.
Role of ischemia-reperfusion injury in the development of chronic renal allograft damage.
Transplant Proc. 2001 Nov-Dec;33(7-8):3741-2
8. Basile DP, Donohue D, Roethe K, Osborn JL.
Renal ischemic injury results in permanent damage to peritubular capillaries and influences long-term function.
Am J Physiology Renal Physiology. 2001 Nov;281(5):F887-99.

Summary
Changes of renal local blood flow in acute hemorrhage and sepsis
V.Bakuradze, T.Chigogidze, V. Sulhanishvili
National Center of Urology, Tbilisi, Georgia

We investigate the renal local blood flow (RLBF) in cortical (CZ), subcortical (SCZ) and medular (MZ) zones of the rabbits in acute sepsis and hemorrhage using H2 clearance method.
In sepsis conditions we observed decreased RLBF in CZ and SCZ and relative increase in MZ. In case of acute hemorrhage and gram-positive sepsis RLBF was reduced in all zones. These changes were more severe in case of acute hemorrhage and gram-negative sepsis.
We confirm that in cases of acute hemorrhage or / and sepsis kidneys undergo deterioration of blood circulation in all zones.